Катя (katenock) wrote,
Катя
katenock

Крым, 19-23 сентября

Очень уже давно зрела у меня идея поехать в Крым. Каждые майские праздники в университете знаменовались вопросом, а не рвануть ли в Крым? Но каждый раз что-нибудь не складывалось, и я продолжала с тоской смотреть на Севастопольские и Симферопольские поезда на Курском вокзале.
А тут захотелось мне вовсе даже не в Крым, а на Кавказ (про который я тоже давно наслышана, но ни разу не была), под впечатлением от фотографий и рассказов Леши Мазина о летней поездке в 6-дневный поход. Да и просто по возвращении в Москву, торчать тут совершенно не хотелось, а хотелось поехать куда-нибудь, где тепло, хорошо и красиво. Хотелось-то хотелось, но я и не думала всерьез, что получится. Однако, Женька поддался на мои уговоры, и мы собрались поехать. Правда не на Кавказ, а в Крым, т.к. времени у нас получалось мало, ведь везде хочется успеть побывать.
Билеты взяли до Бахчисарая и от Севастополя, решив, что с маршрутом там разберемся. И маршрут получился классический: Бахчисарай - Чуфут-Кале (точнее мимо него) - Мангуп-Кале - каньон Узунджа - водопад Серебряный - Большой Каньон - Ай-Петри - канатка - море :)
По столь южной местности я гуляла впервые (до этого была на Азовском побережье, но это на самом деле можно не считать). Глазела на грецкие деревья, кедры с длиннющими иголками, вкуснейшие помидоры по 3 гривны (10,8 р), на известняковые скалы и деревья с проступающей на коре известкой, на плющ, который обвивал все что можно и устилал почти всю поверхность, на кизиловые кусты... В Бахчисарае был замечательный забор с детскими рисунками. Один мы сфотографировали специально для Бретхиль, мне он очень напомнил рисунки в Туле на дверях ее квартиры:

По пути мы встретили двух ребят из Польши. Потом пошли смотреть на Ханский дворец. Прикольное такое место со всеми его толстыми стенами, узорами на стенах и потолке, фонтанчиками... Только вот немного темновато там - неужели там так и жили всегда в сумерках? Зато наверное, там никогда не было жарко. В кафешке, где мы решили пообедать, оказались те самые ребята из Польши. Они путешествовали по Крыму цивильно - по гостиницам, но экстрима им и так хватало, т.к. никаких указателей на английском там и в помине нет.
На Чуфут-Кале было довольно много народу, так что мы решили идти дальше. Прошли через колоритное кладбище с полу-поваленными надгробьями, плющом, кучами веток, намытых (!) на дорожку. На выходе встретили и направили в нужную сторону еще одну польскую компанию, которая искала Тепе-Кермен. Все встречные были в восторге от карты, которая по-марш-бросковски висела у Жеки на шее в файлике, зацепленном за веревочку от компаса. Попытались найти разрушенный город Кыз-Кермен, но от него совсем мало чего осталось. Зато нашли клад и погуляли по кустам :) А то все дороги и дороги, да легкий рюкзак - странно. Специфика перемещения по этой части Крыма... Зато скорость можно развивать достойную, везде успевать и гордиться числом пройденных километров. Встретили потерявшихся камуфлированных чуваков с овчаркой, тоже помогли сориентироваться. Это наверное, местный прикол такой - ходить без карты? Прошли через некий скит с интересным видом земледелия:

Полазали немного по пещерному городу Качи-Кальон, прошли через заброшенный грушевый сад (груши были вполне вкусные, только жестковаты еще немного, не дозрели) и поднялись по тропинке в ущелье. Вдоль тропинки иногда попадались яркие фонарики фезалиса. Устроились на ночлег в каменном углублении. Сходили метров 500 на родник помыть голову и набрать воды. Удивило то, что вода жесткая. Хотя, конечно, известняк же везде. Утром обнаружили вперед по ходу родник к 50 метрах :) Что-то есть в том, чтобы ходить вдвоем, с маленьким котелочком и горелкой, с кроссовках и бриджах, не делать костер и тому подобные "грандиозные" вещи. Хотя наверное для Сибири все это будет выглядеть совсем иначе...
Выдвинулись на юг.

Позагорали у Сюйреньской крепости.

И отправились к Мангупу. По дороге закупились местным виноградом по 7 гр, желтыми помидорами и прочими местными продуктами. Пообедали в чайхане лагманом, пловом и самаркандским чаем с чак-чаком (только сейчас поняла, что вся еда как на подбор татарская:)). Так приятно посидеть на чем-то мягком, а то и вовсе полежать, растянувшись на подушках. Вот это я понимаю, поход! :) Бросили рюкзаки в кустах и сбегали наверх.

Спустившись, отправились по запланированному маршруту, но солнце подозрительно быстро садилось. Тут-то мы поняли, что засекли вчера время заката по московскому времени, а теперь ориентировались по украинскому. Женька спросил, не хочу ли я отправиться к ближнему роднику, немного отклонившись от маршрута (ха-ха! он наверное надеялся, что я проявлю женскую слабость и пойду по простому пути, и ему не придется сознаваться, что ему самому неохота бежать в ночи к дальнему роднику :)), но мне хотелось чего-то спортивного :) Так что когда солнце коснулось линии горизонта, мы начали 3,5-километровый забег по гравийной дороге с подъемом 150 метров. Приятно чувствовать себя бодрым лосиком :) Пришли к нужному месту уже в сумерках. Поставили греться воду из неполной бутылки 1,5 литра, которая осталась у нас с прежней стоянки, а Женька отправился на поиски родника. Тем временем совсем стемнело и кто-то рядом стал громко и страшно ухать. Я выключила фонарик и стала вглядываться в темноту, но от этого стало еще страшнее. Вы не подумайте, я большая девочка, знаю, что вряд ли кто-то бы меня стал красть в ночи. Но все равно страшновато как-то... Женька вернулся с пустыми бутылками - воды не оказалось. Поужинали макаронами, не сливая с них воду. Помидоры, виноград - не пропадем.
Утром обошлись чаем из последней воды, и двинули "12 км до завтрака" - до следующего родника. Шлось вполне бодренько. Было прохладно, но светило яркое солнышко. Мы подумали, что скоро станет жарко и приняли загорательный вид. Маркированная дорога сворачивала на тропку куда-то вверх. Мы выползли на лысую вершину горы, там она и закончилась :) Зато открылись виды:

Да и просто дорога радовала. Местность потихоньку менялась. Кончились известняковые сбросы, рельеф стал больше похож на привычные мне сибирские сопки. Встретили остатки ручейка, набрали воды. Дошли до стоянки Ай-Димитрий, позавтрако-обедали там. К нам в гости пришла очаровательная изящная кошечка, которая наворачивала круги вокруг костра, терлась об бревна, в общем, просила есть :) И благодарно урчала на несколько метров вокруг, когда мы с ней делились. Мы снова спрятали рюкзаки и пошли гулять в каньон Узунджа. Он такой, вполне каньонистый. Жалко, на фотках этого не удалось отразить. Скакали там по выточенным водой плавным линиям известкового дна, залезли в пещерку рядом с карстовым родником. Обратно поднимались другой дорогой, даже походили по сыпухе и немного полазали по кустам. Шли среди каких-то странных деревьев с кроной как у кедров и "листьями" как у кипариса. Забрали рюкзаки и через "Чайный домик" стали спускаться в направлении Большого каньона. На подходах к Ч.д. шли по огромному прозрачному осеннему оврагу. Слышали чей-то громкий страшный рёв с борта оврага - то ли коровы, то ли медведя... Ребята, которых мы встретили позже, сказали что видели там недалеко стадо диких кабанов. К сумеркам спустились к Юсуповскому бассейну, который представлял собой довольно печальное зрелище - полуразрушенный, водя хотя и есть, но мало и вообще... Зато ниже располагался водопад Серебрянный, вполне симпатичный. Жалко, что не суждено нам было его увидеть при свете дня.

Когда мы уже чистили зубы и собирались ложиться спать (около половины девятого-девяти по местному, т.к. там уже давно темно в это время), к нам подошли двое ребят-велосипедистов из Вологды. Смешно так: ночь, градусов 12-14 тепла, стоят разговаривают четверо с налобными фонариками, у двоих зубные щетки и рот в пасте, сверху все одеты сравнительно тепло, а ноги либо в бриджах, либо в шортах :) Они сказали, что нет прямых поездов из Крыма в Вологду, так что они решили доехать отсюда до Туапсе. Наверное через полчаса-час после того, как мы легли спать, мимо стали бродить еще какие-то туристы, спрашивать дорогу куда-то. И кто ходит-бродит в
десять часов ночи? Все приличные люди давно спят в такое время!
Утром у нас на приготовлении каши кончился газ, и мы отправились в Большой Каньон. Искупались там в ванне молодости (хорошо, что в полдесятого там еще никого нет, и можно купаться в том виде, в котором хочется). Чувство свежести потом сохранилось весьма надолго! Шли насквозь через каньон, иногда преодолевали маленькие пропасти по бревнам, иногда облезали по стенкам. Хорошее место для ориентирования: отличительных признаков, отмеченных на карте не видать, GPS не ловит. Впрочем, вариантов все равно нет - идти можно только туда или обратно :)

Пройдя каньон, стали потихоньку забираться на Ай-Петри. Пообедали на подъеме сырой морковкой, рыбными консервами и печеньками (тоже такая странная вещь - питание в маленьком походике вдвоем - обходились молочной кашей, картошкой/лапшой на ужин и супом из этой же картошки и лапши + морковки на обед, да одни и те же печеньки к чаю - и непонятно, надо ли заморачиваться с более разнообразным питанием, или и так нормально). Умудрились как-то сбиться с основной тропы и попасть ровно посередине между двумя обозначенными на карте тропами. Хорошо, что тамошний лес позволяет идти практически где угодно. Было уже довольно прохладно. Пришлось даже одеть поларку, чтобы не мерзнуть при ходьбе. Дошли до обрыва к морю. О том, что это море, можно было догадаться по кораблю, висящему в небе не очень далеко от береговой линии :)

Откуда-то прямо из скал под нами возникали облака. Просматривалась живописная тропинка на спуск. Но было жалко коленки спускаться на километр пешком, да и просто хотелось покататься по канатной дороге. Таксисты на площадке перед канатной дорогой ужасно навязчивы. Не знаю сколько раз нам успели предложить такси до Ялты под предлогом, что мы сэкономим на оплате багажа по сравнению с канаткой. Неужели им удается кого-то уговорить таким способом? Бредово как-то. Тетенька на кассе в ответ на просьбу продать нам "два взрослых и, видимо, два багажных билета" посоветовала купить только на себя, а багаж только если с нас этого потребуют на входе. На входе мы сказали "А нам в кассе сказали, что не надо багаж..." и спокойно прошли в вагончик :) В вагончике был проводник. Перед пересадочной станцией он попросил пассажиров не забывать свои вещи, детям мам и женам мужей после дегустации вин. И действительно, в вагончике так и веяло дегустацией :)
Собственно, поход на этом закончился и началась цивилизованная часть. Жалко, что я не догадалась взять с собой одежду и обувь подобающую случаю. Так что пришлось ходить в тех же кроссовках вместо изящных босоножек, в рубашке и бриджах вместо какой-нибудь красивой юбки или сарафана. Ну зато сразу видно, что я суровый турист :) Нашли в Симеизе комнатку на съем на ночь. Нас убеждали, что на одну ночь никто не захочет с нами связываться, т.к. за нами стирать, убирать... Но как-то все-таки выкрутились. Впечатлили лестницы, которые являются по сути дела улицами, только идущими сверху вниз, в отличие от обычных дорог, параллельных берегу. Странно, что они пока их не называют и не нумеруют дома по ним. Хотя может быть где-то так и есть. Вечером были уставшие и купаться не пошли. Жалко, т.к. только потом я узнала, что Женька ни разу не купался в море ночью - тогда стоило бы пойти. Зато отправились купаться утром, когда светило солнышко, очень приятное и просвещающее прозрачную морскую воду. Вода была приятно теплой. Можно было действительно поплавать подольше. Видели какую-то девицу с начесанными волосами в купальнике, которая принимала модельные позы на камне у моря, а какой-то дядька отражал на нее солнце отражателем, походим на огромный гитарный медиатор, и тетенька с большим папаратом ее фотографировала. Поднялись по лестнице на скалу у горы Кошка, пробовали делать фотографии "Девушка на море". Получилось не особо художественно, но по-своему забавно:

Съездили в Ботанический сад, скушали лоточек инжира трех видов, искупались еще раз в море, вернулись в комнату, ополоснулись пресной водой, быстренько собрались и побежали на трассу, ловить автобус до Севастополя. Только по дороге до автобуса я, наконец, разглядела как выглядит инжирное дерево и даже сорвала одну инжирину, торчавшую за забор. И еще встретила оливковое дерево, сорвала там пару оливок, одну надкусила, убедилась, что это гадость несъедобная, ни разу не похожая на то что в банке, и на оливковое масло тоже, разве что очень маслянистая на ощупь. Ну и все, доехали до Севастополя, опоздали в магазин Массандры, поняли, что у нас не так и много денег на винные подарки, закупились "на все" и отправились в Москву.

Comments allowed for friends only